Теория размещения промышленности

Теория размещения промышленностиЖелательно, чтобы большая часть населения могла найти работу
вблизи промышленных предприятий. Пропорциональность размещения рабочих мест и
жилой застройки — важный критерий оценки условий размещения промышленности в
городе. Очевидно, что даже самые точные расчеты, сделанные на основе
градостроительного плана, еще не обеспечивают соблюдения расчетных соотношений
в действительности. Если в семье работает несколько человек, они могут быть
заняты на предприятиях, расположенных в самых разных частях города. Жители
могут также находить наиболее подходящее для них место работы далеко от дома,
соглашаясь на длительные переезды, так как сменить квартиру в целях приближения
к месту работы часто бывает достаточно трудно.

Число занятых в промышленности
нельзя считать неизменным, поэтому достижение оптимального соотношения отнюдь
не означает, что оно сохранится надолго. Однако если скопления рабочих мест располагаются
без надлежащей связи с жилой застройкой, время, затрачиваемое населением на
дорогу, неизбежно увеличивается. Жители большого города должны располагать
возможностями трудоустройства на территории всей агломерации и даже за ее
пределами, однако необходимо избегать того, чтобы поиски работы были следствием
не свободы выбора, а непродуманного размещения промышленных предприятий и
других скоплений рабочих мест.

Теория размещения промышленности оперирует понятием
предприятий свободного и связанного размещения, о чем шла речь в разделе 2.
Этим понятием можно пользоваться и при рассмотрении проблемы размещения
промышленных предприятий в пределах городской агломерадии.
Предприятия с большой потребностью в грузовых перевозках, энергии или воде
связаны с местонахождением соответствующих сооружений или естественных
источников. Размещение вредных для окружения предприятий связано с
необходимостью их удаления от требующей охраны застройки. Предприятия,
кооперирующиеся с другими, можно располагать в зависимости от местонахождения последних. Однако многие предприятия не имеют в этом
отношении никаких ограничений. Промышленность этого рода должна размещаться
ближе к жилой застройке. В будущем, по-видимому, будет возрастать доля
населения, занятого на предприятиях свободного размещения. Рост значения
автомобильного транспорта для грузовых перевозок уменьшает зависимость
промышленности от железнодорожных линий; автомобиль и автобус облегчают проезд к предприятиям, расположенным на окраинах городов;
увеличивается число предприятий, не создающих угрозы для окружающих территорий.