Тенденция к рассредоточению части промышленных предприятий на территории городов

Тенденция к рассредоточению части промышленных предприятий на территории городовНаблюдается в послевоенный период во многих странах; такое
рассредоточение носило стихийный характер или было результатом планомерной
градостроительной деятельности. На окраинах больших городов в последнее время
появились многочисленные, сравнительно небольшие промышленные комплексы,
опирающиеся главным образом на местные источники рабочей силы. Начиная с 50-х
годов в Бостоне, вблизи новой кольцевой магистрали, возникло много таких
образований, занимающих, как правило, территорию площадью в несколько десятков
гектаров. В СССР развитие легкой и особенно электронной промышленности привело
к пересмотру принципов размещения промышленности в городе. Несмотря на
преобладающее прежде расположение промышленности за пределами городской
застройки, предприятия, не угрожающие окружению, все чаще размещаются внутри
жилых районов или вблизи них. Планы Москвы предусматривают разделение
территории столицы на несколько так называемых производственных зон, которые
включают жилую застройку, скопления рабочих мест и территории отдыха населения,
расположенные по мере возможности в радиусе пешеходного движения.

Первый из новых городов Великобритании — Стивенейдж,
рассчитанный сначала на 60 тыс. жителей, располагал лишь одним промышленным
районом площадью около 180 га. В городах, спроектированных в 60-е годы, таких
как Вашингтон или Реддитч, предусмотрены
многочисленные промышленные территории разной величины. Уже в период
строительства городов первого поколения совершенно безвредные небольшие
промышленные объекты размещались в пределах соседских территорий, вне
собственно промышленных зон.

Помимо тенденции к рассредоточению предприятий легкой
промышленности, размещение которых не связано с какими-либо строгими
ограничениями, можно также отметить стремление к созданию огромных промышленных
комплексов на территориях, располагающих дорогостоящими техническими
сооружениями и отличающихся доступностью для транспортного сообщения.

Новый промышленный район, расположенный между американскими
городами Даллас и Форт-Уэрт, занимает территорию
площадью 2400 га. Он включает предприятия тяжелой промышленности и
обслуживается дорогостоящей технической инфраструктурой, в том числе
автострадами, товарной железнодорожной станцией и аэродромом. В целях
эффективного использования подобных сооружений промышленные районы должны быть
достаточно крупными. На территории больших городов могут быть предусмотрены
группы промышленных объектов разной величины, относящихся к разным отраслям,
требующих разных по характеру технических сооружений.