Факты свидетельствуют о том, что обеспечение условий для
нормального движения индивидуальных и общественных средств транспорта
требует все больших затрат. Для автомобилей строятся специальные дороги с
пересечениями в разных уровнях; общественный транспорт опускается под землю или
поднимается над уровнем местности; линии рельсового транспорта снабжаются
сложными предохранительными устройствами; предусматривается создание
аппаратуры, обеспечивающей автоматическое управление потоком автомобилей.
Главные транспортные магистрали образуют все более дорогостоящий остов
городского организма, определяющий направление его развития. При проектировании
транспортной схемы, несомненно, следует руководствоваться градостроительными
требованиями; однако и при разработке пространственного решения города
необходимо в свою очередь учитывать характер заданной системы транспортного
сообщения, чтобы обеспечить ее эффективность и экономичность. Речь идет не о
подчинении развития города требованиям движения транспорта, а о как можно более
тщательной координации назначения территорий с их транспортным обслуживанием.
Транспортная система города не ограничивается сетью разного
рода дорог и вспомогательных сооружений, она включает в себя также и
организацию движения. Все более частые в последние годы выступления по поводу
деградации среды под влиянием развития современных средств транспорта
и особенно роста числа автомобилей дают повод считать, что этот процесс
угрожает цивилизации. Этого, конечно, можно избежать при соблюдении
определенных условий. Например, если автомобильная промышленность будет
стремиться выпускать все более совершенные модели не только с точки зрения
удовлетворения растущих требований потребителей (т. е. с большей скоростью,
более комфортабельные и удобные в управлении, более экономичные и т. д.), но и
с точки зрения снижения их вредного влияния на людей. Затем если движение
автомобилей по дорогам и улицам городов сократится до уровня, необходимого для
обеспечения надлежащих условий жизни, работы и отдыха населения. Наконец, если
при выборе общественных средств транспорта и при
разработке трасс их движения будут учитываться требования охраны окружающей
среды. Обеспечивая на определенных дорогах большую свободу передвижения и
одновременно вводя на других соответствующие ограничения, можно, с одной
стороны, улучшить условия транспортного сообщения, а с другой — облегчить
сосуществование транспортных средств и городского населения.