трактатах эпохи Возрождения
появились рисунки человеческого тела, служащего образцом гармонии в природе. На
рубеже XIX—XX вв. оживилась дискуссия об органичном градостроительстве.
Различные представители современной архитектуры и градостроительства, часто
придерживающиеся совершенно противоположных взглядов, стремились доказать
соответствие своих решений законам природы. Артуро Сориа, борясь за использование достижений технического
прогресса в строительстве городов, сравнивал развитие города с живым организмом
[82]. Камил- ло Зитте,
обращаясь к прошлому, уверял, что строительному искусству следует учиться у
природы и старых мастеров [14]. Принципы органической архитектуры и
градостроительства неоднократно излагал Фрэнк Ллойд Райт [!]• Ле Корбюзье поместил в книге о градостроительстве [80] ряд
рисунков, почерпнутых им из учебника биологии. Совершенно иную, чем они,
концепцию органического порядка в градостроительстве представил Э. Сааринен
[83]. Однако «органичность» в понимании названных и многих других мастеров
весьма различна и, как правило, достаточно односторонняя. Нам хотелось бы
придать определению «органичный» несколько иной смысл.
Прежде всего указанные авторы ищут
аналогии между формой плана и формами творений природы. Сааринен сравнивает
план города с рисунком, изображающим в разрезе человеческую мышцу. Г. Б. Райхов считал прямоугольную сеть улиц, точно так же как
пересечение двух улиц под прямым углом, неорганичной и критиковал регулярные
планы античных городов за то, что они не учитывают рельефа местности. Подобное
мнение до него высказывал О. Шпенглер, который считал шахматную сетку улиц
признаком «отсутствия души» и неорганичного развития города, обвиняя в
отвлеченности планы античного Милета и Приены [78]. Прямоугольная сеть улиц Приены действительно наложена на гористый рельеф, однако,
несмотря на это, следует признать за создателями этого города исключительное
мастерство приспособления застройки к конкретным условиям местности путем
выбора положения главных объектов, таких, как агора, святилище Афины, гимнасион, стадион, театр и др. Несмотря на регулярность
плана Приены, можно сказать, что она органично вросла
в ландшафт, красота которого полностью использована. Broadacre
city — детище наиболее выдающегося представителя
органичной архитектуры — имеет регулярную сетку улиц. Тем не менее
Фрэнк Ллойд Райт писал о своем городе, что его форма будет определяться
рельефом местности, поскольку здания сольются с ним в единое целое. В то же
время подражание нерегулярным формам, встречающимся в природе, там, где это
фактически не является необходимым, противоречит законам, управляющим строением
органического мира. Под лозунгом «природа не выносит прямых линий» в XVIII в.
английские сады окружались извилистыми стенами, аллеи деревьев вырубались и
заменялись нерегулярными их группами и даже мертвыми деревьями в целях создания
впечатления естественного ландшафта. Такого рода причуды не прижились, а
английский парк остался символом бессмысленного следования формальным требованиям
соответствия природе.