СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ГОРОД

СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ГОРОДЧем должна отличаться модель социалистического города от
современных моделей, разработанных в капиталистических странах?

Прежде всего следует отметить, что
эти модели имеют черты сходства. Различные новые решения, реализованные в
разных странах Западной Европы, мы не отказались бы увидеть в Польше. На
основании поисков, которые ведутся в капиталистических странах, мы можем делать
полезные для нашей теории и практики выводы. Однако в связи •с этим следует
сделать несколько замечаний.

Наибольшими достижениями в капиталистическом мире отличаются
те страны, которые в областях, связанных со строительством городов, наиболее
далеко отошли от классических принципов экономики свободного рынка, а особенно
те, где органам, занимающимся реализацией градостроительных планов, обеспечена
возможность распоряжаться территориями, необходимыми для развития городов.

К таким странам относится Швеция. Если бы не дальновидная
политика городских властей в этой области, в Стокгольме не были бы реализованы
столь крупномасштабные градостроительные проекты. Идущая со времен
средневековья традиция аренды земельных участков за соответствующую плату
удерживалась в Стокгольме исключительно долго, вплоть до конца XVIII в.
Территории принадлежали в то время королевской казне или городской общине.
Только в середине следующего века значительная часть застроенных участков
перешла в руки частных владельцев. Однако скоро стало ясно, что подобное
положение затрудняет рациональное развитие города. С 1904 г. город проводил
систематическую политику закупки территорий для будущих потребностей, опережая
на много лет деятельность по их застройке. После второй мировой войны почти все
новые районы были построены на участках, принадлежащих городской общине и затем
отданных в долгосрочную аренду. Поскольку ее условия предусматривают
возможность пересмотра арендной платы, город обеспечивает свой доход за счет
возможного роста цен на землю. Наличие в руках городских властей столь
значительного резерва территорий позволяет им влиять на уровень цен на
строительные участки, находящиеся в руках частных владельцев. С 1930 г. город
закупал на цели отдыха населения территории, расположенные за его
административными границами в лесных районах и на балтийском архипелаге. Их
площадь сейчас составляет 16 тыс. га, а следовательно, 200 м2
на одного жителя. Однако политика выкупа с добровольного согласия владельцев
участков не обеспечивает реализации масштабных планов застройки. Город
пользовался также правом принудительного отчуждения земельных участков, которое
было модифицировано в соответствии с потребностями городской общины. Если даже
город и не прибегал к этому праву, сам факт возможности принудительного изъятия
земельной собственности облегчал переговоры о закупке участков. Зеленый- свет для реализации плана реконструкции центра означало
утверждение парламентом в 1953 г. права на зональное отчуждение земель.