Стремление к разделению отдельных видов движения и защите
населения от автомобиля выражается в создании сети пешеходных дорог,
различающихся по характеру. Трассы, идущие через озелененные
массивы, играют иную роль, чем улицы, окруженные магазинами, ресторанами,
кинотеатрами, т. е. объектами, требующими обеспечения надлежащего подъезда и
территории для стоянок. Между полярными решениями, каковыми являются
полное запрещение автомобильного движения на данной улице и, наоборот, ее
доступность для всех видов движения, существует много промежуточных вариантов.
Например, может быть разрешено движение лишь определенных видов транспорта,
автомобилей, владельцы которых живут в соседних домах, или введены временные
ограничения. Наряду с трассами, предназначенными исключительно для пешеходов и.
проложенными выше или ниже уровня проезжей части, может быть создана сеть улиц,
где автомобильное движение настолько ограничено, что его обременительность
почти не ощущается.
Движение грузового транспорта создает трудности разного
характера. По предварительным расчетам на территории Польши
объем грузовых перевозок к 2000 г. возрастет в 5—6 раз по сравнению с 1965 г.
Доля железной дороги в грузовых перевозках к этому времени снизится с 80% (1970
г.) до 45%, тогда как доля автомобильного транспорта возрастет с 12 до 33%. В
Италии и Великобритании в начале 70-х годов на автомобильный транспорт
приходилось около 75% грузовых перевозок; во Франции автотранспорт
обогнал железную дорогу в 1971 г. Грузовые автомобили более выгодны, поскольку
они перевозят грузы непосредственно от поставщика к потребителю.
Железнодорожные линии менее экономичны, в связи с чем
во многих странах предусматривается их частичная ликвидация. В Польше тоже
наблюдается тенденция к закрытию малозагруженных
линий и ограничению числа товарных станций; например, ликвидируются
недостаточно использующиеся железнодорожные ветки промышленных предприятий. В
то же время наблюдается и другая тенденция: в целях обеспечения возрастающего
объема перевозок увеличивается грузоподъемность автотранспорта. Рост
интенсивности автомобильного движения в сочетании с появлением тяжелого
грузового транспорта угрожает городам значительными затруднениями — перегрузкой
улиц, повышением уровня шумов, вибраций и загрязнения воздуха, увеличением
числа несчастных случаев и т. д.