В последние годы различные международные аэропорты
соединяются с центрами городов скоростными автострадами и линиями рельсового
транспорта, независимыми от сети загруженных городских магистралей. Аэропорт
Париж-Руасси в будущем должен обслуживаться тремя
скоростными дорогами и рельсовым транспортом. Пассажиры доставляются на
отдаленные аэродромы также вертолетами, для которых необходимы относительно
небольшие посадочные площадки; например, такая площадка на крыше
административного здания Пан-Америкен в Манхеттене
обеспечивает быструю связь с нью-йоркским аэропортом. Однако вертолеты
достаточно дороги и производят много шума, поэтому более широкое их применение
в пределах городских агломераций могло бы отрицательно сказаться на условиях
жизни населения.
Существует еще одна возможность приблизить аэродромы к
центрам городов, заключающаяся в использовании летательных аппаратов с меньшей
длиной пробега при взлете и посадке. Аэродромы для такого рода аппаратов
занимают значительно меньше места и могли бы находиться ближе к центру, если бы
удалось снизить уровень шумов и сократить загрязнение воздуха, связанное с
работой двигателей.
В крупных агломерациях с частыми полетами авиатранспорта
возникает также проблема воздушных коридоров, ведущих к аэропортам. В часы пик
самолеты иногда вынуждены длительное время ждать разрешения на посадку,
находясь в воздухе. Положение воздушных коридоров и пространств «ожидания»
должно учитываться при определении назначения находящихся под ними территорий
(и наоборот).
Удовлетворение потребностей транспортного сообщения для
города и условий жизни его населения настолько важно, что характер транспортной
схемы оказывает все большее влияние на формирование городских агломераций и их
частей. Стремление к наиболее удачному решению задач транспортного сообщения
может определять выбор варианта градостроительного плана, форму города и
отдельных его частей. Однако при всей важности функций сообщения для городского
организма они не должны заслонять других задач градостроительного
проектирования.
В любом случае не следует впадать в односторонний «коммуника-
ционизм».