Воздушный флот выполняет различные задачи и использует
различные типы самолетов. Он перевозит пассажиров и грузы, обслуживает
международные и внутренние линии; наряду с полетами, организованными
авиакомпаниями, в будущем все большую роль будет играть индивидуальный
авиатранспорт; развивается спортивная авиация. Используются различные виды
летательных аппаратов, от небольших авиеток до гигантских реактивных и
сверхзвуковых самолетов. В связи с этим в больших городских агломерациях
строятся многочисленные аэродромы, отвечающие различным требованиям.
При размещении аэродрома необходимо
учитывать два противоположных требования. Поскольку удаление от цели движения
сокращает среднюю скорость проезда, аэродромы следует располагать как можно
ближе к центру города. В то же время необходимо учитывать протяженность
взлетно-посадочных полос, высокий уровень шумов, обширность территории
аэродромов и т. д., в связи с чем желательно размещать
их как можно дальше от центра агломерации. Поскольку применяются все более
тяжелые самолеты, требующие длинных стартовых полос и производящие большой шум,
и быстро растет объем авиационных перевозок, в последние годы во многих европейских
городах новые международные и трансконтинентальные аэропорты строятся
значительно дальше от центра и занимают значительно большую
территорию. Старые аэродромы в Глазго, Киеве, Милане, Осло, Риме и Стокгольме
были удалены от центра примерно на 10 км, тогда как новые — на 35—55 км. Однако
и такая удаленность может оказаться недостаточной. Аэропорт в Шереметьеве в
Москве, расположенный в 40 км от центра города, вскоре уже не сможет
справляться с быстро растущим международным движением, в связи
с чем в недалеком будущем должен возникнуть еще дальше от центра новый
аэропорт, отвечающий требованиям обслуживания сверхзвуковых самолетов. В 1971
г. было решено построить новый лондонский аэродром при впадении р. Темзы в
море, приблизительно в 80 км от центра агломерации. Забота о защите жителей
Лондона от шумов перевесила аргументы британских авиакомпаний, указывающих на
большие эксплуатационные расходы при столь далеком размещении
аэродрома и даже на сокращение объема пассажирских перевозок. В это же
время было выдвинуто предложение расположить новый аэропорт Нью-Йорка на
расстоянии около 100 км от Манхеттена, на территории прежней военной авиабазы.