Последняя точка зрения, однако, несовместима с
представлением о действительно современной архитектуре. Одно из ее основных
требований — адекватность решений конкретному окружению — выдвигали
представители самых различных направлений в архитектуре и градостроительстве.
Учет окружения —одно из главных
положений «органичной»
архитектуры. Великие
произведения современной
архитектуры отличает
тесная связь
со средой,
в которой они возникали. Подобной
адаптации к конкретным условиям можно требовать от каждого нового сооружения, строящегося в
историческом центре или в непосредственном соседстве с ним, особенно если речь
идет о мемориальном комплексе большой ценности.
Использование контрастов может быть оправданным в
комплексах, отличающихся разнородностью зданий. Однако контраст как средство
усиления выразительности архитектурной композиции должен подчеркивать
специфические черты комплекса, способствовать повышению его достоинств, а не их
снижению.
В исторических центрах европейских государств, большинство
из которых возникло в средние века, сохранилось мало зданий, построенных в
период основания города, а если даже они и дошли до наших дней, то в достаточно
измененном виде. Однако новые сооружения по большей части не слишком сильно
отличались от своих предшественников по внешнему виду; по-прежнему
использовались местные строительные материалы, долго удерживались традиционные
конструкции, здания возводились на существующих участках, часто сохранялась или
лишь незначительно увеличивалась их прежняя высота. Таким образом, связи нового
со старым были достаточно сильными, а облик города менялся весьма медленно. Во
многих сохранившихся исторических комплексах до сих пор возвышаются рядом
здания в стиле готики, ренессанса, барокко и классицизма, однако их облик
отличается гармоничностью и единством. От новой архитектуры
следует ждать именно того, чтобы она не имитировала историческую застройку, а
продолжала ее, учитывая масштабы улиц, площадей и зданий, характер объемов,
очертания фасадов, их окраску и т. д. Таким образом, речь идет о том, чтобы
новые здания соответствовали структуре, ритму и гармонии старых комплексов, в
пределах которых они должны возникнуть. Строящиеся здания могут в
большей или меньшей степени контрастировать с фоном, на котором они вырастают,
однако в любом случае важно, чтобы они сочетались с ним, служили органическим
продолжением и дополнением существующей застройки, а не воспринимались как абсолютно чужеродные включения.