Поезда с турбинными двигателями движутся
со скоростью до 300 км/ч. Еще не нашли широкого применения поезда на воздушной
подушке, а уже рассматриваются проекты поездов, действующих от электромагнитных
сил; предполагается, что таким образом можно развивать скорость до 400 км/ч. В
США исследуются возможности движения поездов в трубопроводах с пониженным
давлением, что позволит еще больше увеличить скорость. Открытая в Японии
линия «Токайдо», соединяющая Токио с Окиямой через Осаку, обслуживается суперэкспрессами со
скоростью 200—250 км/ч. Ее технические и экономические характеристики оказались
настолько высокими, что было принято решение в недалеком будущем покрыть страну
целой сетью таких линий, общая протяженность которых составит 5000 км.
Предполагается, что к 2000 г. Япония будет располагать тремя видами рельсовых
дорог: местные линии с относительно медленным движением будут дополнены сетью
дорог типа «Токайдо», а также линиями с поездами,
которые удерживаются на земле электромагнитными силами и приводятся в движение
линейными двигателями; они смогут развивать скорость до 450 км/ч. В Италии
проектируется «межрегиональное метро», линии которого должны соединить Турин с
Миланом и Генуей. Благодаря прониканию далеко в глубь
территории городов метро сможет успешно соперничать как с автотранспортом, так
и с авиацией. На рельсовых дорогах применяются поезда с аккумуляторами, что
позволяет использовать электротягу на неэлектрифицированных
второстепенных линиях и полностью исключить загрязнение воздуха. Таким образом,
рельсовый транспорт в будущем может значительно укрепить свои позиции в
пригородном и междугородном пассажирском сообщении с выгодой для условий жизни
населения и охраны среды.
Быстро растет объем грузовых перевозок, обеспечиваемых
авиатранспортом. Грузооборот пассажирского аэропорта Орли
в 1970 г. составил около 200 тыс. т; предполагается, что новый аэропорт Руасси к 1985 г. достигнет грузооборота 2 млн. т. Отсюда
вытекают задачи транспортировки, по масштабам близкие к перевалке малых грузов
в больших морских портах. Авиационное обслуживание грузовых перевозок приняло
бы совершенно иные формы, если бы удалось использовать для этой цели дирижабли.
Они могли бы доставлять крупногабаритные грузы непосредственно от поставщика к
потребителю, благодаря чему отпала бы необходимость в их перевозке до аэродрома
автотранспортом. Было бы возможно также осуществлять погрузку товаров с базовых
складов, расположенных в пределах промышленных комплексов. В этом случае
следовало бы стремиться к концентрации предприятий, пользующихся таким видом
транспортировки грузов, чтобы облегчалось и ускорялось выполнение
погрузочно-разгрузочных работ и по возможности улицы города освобождались от
движения грузового автотранспорта.